КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ по пакетам ГОБМП и ОСМС
Новая модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и пакет медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) разработаны по поручению Елбасы, данного в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года.
Они вступят в действие с января 2020 года.
Необходимость их внедрения обусловлена рядом предпосылок: за последние 10 лет количество населения Республики увеличилось на 15%, численность пожилого населения - на 27%, детей – на 24%; основные хронические неинфекционные заболевания выросли в 2,5 раза на фоне глобального распространения болезней, связанных с образом жизни (онкология, сахарный диабет, болезни системы кровообращения).
Учитывая, что средняя стоимость лечения в круглосуточном стационаре возросла в 1,5 раза и при этом внедрено более 450 новых дорогостоящих технологий, текущий уровень финансирования ГОБМП, несмотря на ежегодное увеличение бюджетных затрат, не обеспечивает растущий спрос населения на медицинскую помощь.
По оценке Министерства, дефицит финансового обеспечения ГОБМП только в 2017 году составил 363 млрд. тенге. Одна из причин - валютная составляющая в себестоимости услуг
(импортируемые лекарственные средства и медицинские изделия). Как следствие, наблюдается рост «карманных» расходов, достигший в 2017 году 42% (678 млрд. тенге) от общих расходов здравоохранения. Это вдвое выше предельного уровня, рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения. Причем, 30% из этих расходов направляются на приобретение платных медицинских услуг, декларированных в рамках ГОБМП.
Чтобы как-то изменить ситуацию, было решено разработать и перейти на трехуровневую систему медицинского обеспечения населения.
Первый уровень обеспечит предоставление ГОБМП за счет государственного бюджета для всех граждан РК, оралманам и постоянно проживающим иностранцам. Этот пакет включает следующие виды бесплатной медицинской помощи: Первичную медико-санитарная помощь по месту прикрепления; Скорую помощь, санитарную авиацию и экстренную стационарную помощь;
Полный спектр медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и основных хронических заболеваниях, включая лекарственное обеспечение.
Второй уровень - пакет ОСМС для застрахованного населения, который обеспечит услуги сверх ГОБМП и будет включать: Консультативную, диагностическую, плановую стационарную помощь и бесплатное лекарственное обеспечение по широкому спектру заболеваний; Стационарозамещающую помощь; Реабилитацию и восстановительное лечение.
Третий уровень - это медицинские услуги, не входящие в пакеты ГОБМП и ОСМС. Они предоставляются платно или за счет добровольного медицинского страхования.
Переход на трехуровневую систему здравоохранения, где будут четко определены границы обязательств государства и разграничена ответственность по оказанию медуслуг между министерством, Фондом ОСМС и частными страховыми компаниями, позволит значительно оптимизировать бюджетные расходы путем концентрации трат на наиболее
социально-важных направлениях здравоохранения, а также восполнить тот дефицит средств, который сегодня образовался в здравоохранении.
При переходе на новую модель ГОБМП планируется перераспределить средства на всех уровнях. В частности, финансирование стационаров будет значительно сокращено на фоне увеличения амбулаторной помощи. Если ранее стационары оказывали помощь в лечении всех заболеваний по плановым и экстренным показаниям, то со следующего года бесплатная
госпитализация будет производиться только по экстренным показаниям. Плановая стационарная помощь будет доступна в рамках ГОБМП только при основных хронических, социально-значимых и инфекционных заболеваниях, представляющих опасность для общества.
В соответствии с 80 шагом Плана наций - 100 конкретных шагов внедрение ОСМС будет проводиться на основе преимущественного развития ПМСП. Поэтому сегодня особо важна роль врача общей практики, не только для укрепления здоровья
населения, но и для координации медицинской помощи на различных уровнях новой модели медицинской помощи.
На уровне ПМСП созданы специальные Программы управления заболеваниями, формирующие навыки самоконтроля состояния здоровья. Людей учат контролировать хронические заболевания и управлять ими, не допуская ухудшения состояния. То есть, с внедрением новой модели ГОБМП в полной мере заработает принцип солидарной ответственности населения за свое здоровье.
В настоящее время количество прикрепленного к организациям ПМСП населения составляет 18 млн. 650 тыс. человек. Вместе с тем, в информационных системах выявлено 785 тыс. неприкрепленных граждан, что составляет более 4% населения.
Проекты пакетов медицинской помощи детально проработаны экспертами согласованы Управлениями здравоохранения регионов, заинтересованными государственными органами, НПП «Атамекен», рассмотрены и одобрены на общественном совете Министерства
здравоохранения.
Основная цель реформы: обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения, в том числе защиту от финансовых рисков, доступ к основным качественным и эффективным медико-санитарным услугам, безопасным и недорогим лекарственным средствам, а также управление хроническими неинфекционными заболеваниями.
Новая модель ГОБМП предполагает повышение доступности и качества медицинской помощи для всего населения РК на основе: всеобщего охвата новым стандартом ПМСП, за счет разукрупнения участков ВОП и развития шаговой доступности объектов; полного спектра
медицинской помощи при основных социально-значимых и хронических неинфекционных заболеваниях, включая бесплатное лекарственное обеспечение.
Реализация обязательств государства по пакету ГОБМП не потребует дополнительных финансовых средств и будет реализовываться в рамках уже выделенных из бюджета. В 2020 году на ГОБМП планируется затратить 967,7 млрд тенге или 53,8 тыс.тенге на одного человека.
В рамках новой модели ГОБМП будет обеспечен всеобщий охват услугами ПМСП, проведена четкая детализация, определены границы первичной медико-санитарной помощи, будут соблюдены принципы непрерывности помощи больным хроническими заболеваниями, подлежащими диспансерному наблюдению, социально-значимыми заболеваниями. Потоки пациентов на стационарозамещающую помощь станут более упорядоченными за счет детализации перечней нозологий.
Одними из основных изменений на уровне ПМСП в новой редакции ГОБМП станет добавление двух пунктов: медико-социальная помощь при социально-значимых заболеваниях, а также консультирование пациентов по вопросам репродуктивного здоровья и планирования семьи.
Внедрение новых пакетов ГОБМП и ОСМС в первую очередь направлено на повышение доступности медицинской помощи для социально уязвимых слоев населения.
Сегодня для получения отдельных медицинских услуг законодательством определены 8 социально уязвимых категорий граждан, в том числе дети, беременные, многодетные матери, пенсионеры.
С 2020 года при внедрении ОСМС законом определены 15 льготных категорий граждан. Эти лица (их число составит порядка 10,9 млн.человек) будут застрахованы государством. В рамках внедрения ОСМС расширится доступность ряда услуг, в том числе: дорогостоящих диагностических услуг, по ним
финансирование вырастет в 3 раза; стоматологических услуг - финансирование на них увеличится в 2,3 раза.
В целом с 1 января 2020 года охват системой ОСМС прогнозируется на уровне 94,5% населения. По прогнозам количество самостоятельных плательщиков составит порядка 1 млн.человек (5,5% населения), в том числе 770 тыс. не актуализированных самозанятых граждан.
Пакет ОСМС для застрахованных лиц предполагает существенное повышение доступности медицинской помощи, в том числе консультативной и диагностической помощи, финансирование будет увеличено в 3 раза (80 млрд.тг), реабилитационной и восстановительной помощи финансирование будет увеличено в 2,7 раза (39 млрд.тг).
Услуги, не гарантированные государством, население сможет получать, став участником Фонда медстрахования. На сегодняшний день отчисления уже производятся работодателями за
5,7 млн человек – наемных работников. Около 800 тыс. индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, начнут уплачивать взносы в фонд ОСМС с 2020 года.
Государство будет производить взносы за 15 категорий граждан, в их числе многодетные матери, пенсионеры, социально-уязвимые слои населения. Это порядка 10, 9 миллионов человек. Специально для самозанятых казахстанцев был внедрен единый совокупный платеж ЕСП, который на сегодняшний день выплачивает больше
100 тысяч человек.
Пакет ОСМС обеспечит население медуслугами, сверх пакета ГОБМП, и предусматривает существенное повышение доступности и качества консультативно-диагностических услуг за счет увеличения финансирования в 6 раз (увеличение стоматологических услуг, динамическое наблюдение профильными специалистами, check-up), повышение доступности стационарозамещающей помощи, в том числе некоторых видов высокотехнологичных медицинских услуг, реабилитационной и восстановительной
помощи, амбулаторно-лекарственного обеспечения. А также внедрение экспресс-анализов в базовые услуги ПМСП.
Ожидается усиление конкуренции между частниками рынка и повышение прозрачности ранка медуслуг. Но что еще важнее, рост тарифов - событие, которого ждал медицинский бизнес с началом внедрения ОСМС. Он будет способствовать не только повышению зарплат, но и росту конкуренции среди поставщиков ФСМС, а это решение проблем доступности и качества в среднесрочной перспективе.
Работа над тарифами будет продолжаться. Минздрав и ФСМС готовят дополнительные расчеты для их очередного повышения со следующего года с учетом денег, которые будут поступать за ОСМС.
В результате внедрения в 2020 году двух пакетов планируется: повышение тарифов на медицинские услуги до 15%; повышение заработной платы медицинских работников до 30%.
Расходы на оказание медицинской помощи на 1 жителя в 2020 году увеличатся на 76% от уровня
2019 года и составят 92,2 тыс.тг.
Внедрение ОСМС приведет к поэтапному снижению доли «карманных расходов» населения на жизненно важные медицинские услуги. Доля карманных расходов к 2025 году снизится с 42% до 30%.
В целом, реализация новых подходов оказания медицинской помощи обеспечит: существенное повышение доступности и качества медицинской помощи; снижение финансовой нагрузки на население (карманные расходы); повышение прозрачности, конкуренции и инвестирования в
рамках ГЧП; повышение тарифов на медицинские услуги; рост уровня оплаты труда медицинским работникам.
Для обеспечения своевременного внедрения ОСМС с 2020 года: до 1 сентября будут приняты все необходимые нормативные правовые акты; с июня этого года по поручению Главы государства будет обеспечено повышение заработной платы всех медицинских работников на 30%; до 1
октября будет проведена интеграция базовых информсистем МЗРК с информсистемами государственных органов, поставщиков медицинских услуг, автоматизация выбора поставщиков медуслуг; до 1 января 2020 года будут заключены контракты с поставщиками медицинских услуг на 2020 год с готовностью их к работе в системе ОСМС.
Для подготовки к полномасштабному внедрению ОСМС совместно с акиматом Карагандинской области предусматривается проведение пилотирования системы ОСМС с 1 сентября
2019 года.
В рамках пилота будет протестировано предоставление некоторых услуг из пакета ОСМС, идентификация статуса застрахованных, раздельный учет финансовых средств. В рамках пилота населению будут предоставлены профилактические осмотры для трудоспособного населения, расширенная реабилитация. Это потребует выделения дополнительных средств из республиканского бюджета в сумме 2,3 млрд. тенге.
Пакет ОСМС для застрахованных лиц (это 94,5% всего населения) предполагает
существенное повышение доступности медицинской помощи: консультативно-диагностической помощи с увеличением финансирования в 3 раза; реабилитационной и восстановительной помощи с увеличением финансирования в 2,7 раза.
Кроме того, в результате внедрения новой модели планируется: повышение тарифов на медицинские услуги до 15%; повышение заработной платы медицинских работников до 30%.